Школа Ю. Н. Холопова

Дипломные работы
Кандидатские диссертации
Докторские диссертации

Дипломные работы, выполненные под руководством Ю. Н. Холопова
    1966
  1. Евдокимова Ю.К. "Шесть картин" А. Бабаджаняна и некоторые вопросы музыкального языка.
    [На титульном листе работы имя соруководителя Ю. Н. Холопова не указано]

  2. 1967
  3. Алексеева А.А. Роль остинато в "Весне священной" Стравинского
  4. Багиев В.А. Оркестровая полифония К. Дебюсси на примере "Моря"
    [Руководство работой было передано Ю. Н. Холопову после кончины С. С. Скребкова]
  5. Найденова В. (Болгария). Некоторые особенности гармонического языка Равеля на примере фортепианного цикла "Отражения"
  6. Паисов Ю.И. "Свадебка" Стравинского (ладовая организация)
  7. 1969
  8. Бобровская Л.В. Музыкальные формы в опере Альбана Берга "Воццек"
  9. Кутева Е. (Болгария). Основные явления лада и гармонии в балете Б. Бартока "Чудесный мандарин"
  10. Савенко С.И. К вопросу о единстве стиля Стравинского
  11. 1971
  12. Крыстева Н. (Болгария). Контрапунктическая техника в мессах Жоскена Депре
  13. Седельников Г.С. Инструментальные произведения Германа Галынина
    [Руководство работой было передано Ю. Н. Холопову в связи с уходом из консерватории В. П. Бобровского]
  14. Седельникова О.А. Симфонии М. Вайнберга для камерного оркестра
    [Руководство работой было передано Ю. Н. Холопову в связи с уходом из консерватории В. П. Бобровского]
  15. Шалтупер (Крейнина) Ю.В. Музыкально-теоретические проблемы творчества В. Лютославского
  16. Шульгин Д.И. Теоретические предпосылки и методика гармонического анализа музыки советских композиторов
  17. 1973
  18. Орлова Е.В. К проблеме национального и интернационального в творчестве А. Хачатуряна (на примере 2-й симфонии)
  19. Поташникова М.М. Рамо как основоположник научного теоретического музыкознания
  20. Сапонов М.А. Музыкальные формы Гильома де Машо
  21. 1975
  22. Кюрегян Т.С. Роль гармонии в образовании малых форм у Прокофьева
  23. Спасов Б. (Болгария). Систематика методов сочинения в творчестве композиторов социалистических стран
  24. 1976
  25. Чередниченко Т.В. К проблеме художественной ценности в музыке. Опыт ценностной интерпретации данных теории музыкальной композиции
  26. Чередниченко Т.В. Музыкальные формы в кантатах И. С. Баха
  27. 1977
  28. Барский В.М. К проблеме хроматической гармонии
  29. Савина М.Н. Мотеты Палестрины (на примере мотетов 7-го тома ПСС)
  30. 1978
  31. Березуцкая Г.Н. К проблеме национального в русской гармонии
  32. 1979
  33. Коляда Е.И. Музыкальные формы в творчестве Гильома Дюфаи
  34. Плотников П.А. Е. К. Голубев. Пятая симфония (к проблеме характеристики стиля)
    [Руководство работой было передано Ю. Н. Холопову после кончины Ю. Н. Тюлина]
  35. Чаплыгина М.А. К критике музыкально-теоретических взглядов К. Штокхаузена. Проблема произведения
  36. 1980
  37. Бычкова (Федорова) Г.С. Глас как ладовая категория
  38. 1981
  39. Базжина (Старостина) Т.А. О гармонии И. Стравинского позднего периода творчества
  40. Шестаков Г.Ю. Философия музыки как область музыкальной науки
  41. 1982
  42. Карасева М.В. К проблеме слухового освоения музыки ХХ века. Систематизация методик сольфеджио
  43. 1983
  44. Пантиелев Г.Я. Проблемы формообразования и гармонии в музыкальной драме Р. Вагнера "Тристан и Изольда"
  45. Сердечная Е.В. О гармонии позднего Римского-Корсакова на примере оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"
  46. 1984
  47. Божикова М. (Болгария). К проблеме болгарской электронной музыки
  48. 1985
  49. Кириллина Л.В. Бетховен и теория музыки XVIII — начала XIX веков
    [Решением Государственной экзаменационной комиссии работа была квалифицирована как кандидатская диссертация]
  50. Ценова В.С. Музыкально-теоретические проблемы творчества московских композиторов первой половины 1980-х годов
  51. 1987
  52. Евграфова В.Л. О гармонии Рахманинова в сочинениях для хора а cappella
  53. Сторожко (Насонова) М.Л. Северонемецкая органная школа второй половины ХVII века. Феномен органной композиции
  54. Хархута И.А. К проблеме двенадцатитоновой гармонии у русских и советских композиторов первой трети ХХ века
  55. 1989
  56. Власов А.В. Гармония Генделя. Историко-стилевой аспект
  57. Чебуркина М.Н. К проблеме соотношения гармонии и музыкальной формы в русской музыке начала ХХ века: на примере произведений Скрябина, Прокофьева, Стравинского
  58. 1990
  59. Херсонская Н.М. "Новая табулатура" С. Шейдта
  60. 1991
  61. Колмогорова Н.В. Принципы формообразования в теории и музыкальных сочинениях Оливье Мессиана. Оркестровые произведения
  62. 1992
  63. Вобликова (Курбатская) С.А. Додекафония: реалии и фикции
  64. 1993
  65. Дроздова О.И. Андрей Волконский. Начало пути
  66. 1994
  67. Двоскина Е.М. ""Шесть книг о музыке" Аврелия Августина: теория античной ритмики
  68. Насонов Р.А. "Патетическая музыка" и ее место в музыкально-теоретической системе Афанасия Кирхера
  69. 1995
  70. Лыжов Г.И. Проблемы гармонии, письма и формы в "Magnum opus musicum" Орландо ди Лассо
  71. Неседов Н.В. А. Ф. Лосев и музыкальная наука
  72. 1997
  73. Кулясова М.И. Числовая символика в музыке И. С. Баха
  74. Хлыбова С.А. Формульная композиция Штокхаузена в гепталогии "СВЕТ"
  75. 1998
  76. Филиппова О.А. Генерал-бас: знаковая система, вопросы исполнительства и композиции
  77. 1999
  78. Попова Е.О. Я. П. Свелинк: композитор, органист, теоретик
  79. Щерба Т.Н. Музыкально-научное наследие А. В. Михайлова
  80. 2000
  81. Девуцкая (Суворина) Н.В. Час нуль авангарда. Серийная организация в ранних произведениях П. Булеза
  82. Изотова Е.А. Теория 12-тоновой композиции Бэббита — Форта
  83. Русакова А.В. Трактат Аристида Квинтилиана "О мусическом искусстве"
  84. 2001
  85. Андреева Н.А. Творчество позднего Скрябина в контексте эстетико-философских идей русской культуры начала ХХ века
  86. 2002
  87. Доленко Е.А. Молодой Шёнберг
    [соруководитель — М. А. Сапонов]
  88. Переверзева М.В. Джон Кейдж: некоторые вопросы теории, истории, эстетики
  89. 2003
  90. Клименко Т.В. Гармонические системы в русской музыке. Вехи исторической эволюции
  91. 2004
  92. Андрушкевич А.В. Римский-Корсаков как теоретик музыки (соруководитель – Л. В. Кириллина)
  93. Кулигина (Приступлюк) О.В. Наука о композиции в Новейшей музыке: понятия, термины, явления (соруководитель – В. С. Ценова).
  94. Ушаков Д.Ф. Искусство распределения чувства. Музыкальные формы в сочинениях Клода Дебюсси (соруководитель – К. В. Зенкин, научный консультант – В. С. Ценова).

Кандидатские диссертации, выполненные под руководством Ю. Н. Холопова

    1978
  1. Никольская И.И. Антифашистская тема в музыке народной Польши
    [Ю. Н. Холопов — научный консультант, руководитель — Л. В. Полякова]
  2. 1981
  3. Соколова Е.М. Гармония в сочинениях Шостаковича позднего периода творчества: теоретические проблемы и методы анализа (1979)
  4. 1982
  5. Кюрегян Т.С. Эволюция принципов музыкальной формы в творчестве советских композиторов 50 — 70-х годов (1981)
  6. 1983
  7. Мдивани Т.Г. Проблемы позднеромантической гармонии в творчестве австро-немецких композиторов конца ХIХ — начала ХХ века (А. Брукнер, Х. Вольф, Г. Малер, М. Регер) (1979)
  8. 1984
  9. Катунян М.И. Эволюция понятия тональности и новые гармонические явления в советской музыке
  10. 1986
  11. Маклыгин А.Л. Сонорика в музыке советских композиторов (1985)
  12. Поспелова Р.Л. Терминология в трактатах И. Тинкториса. Проблемы эстетики, ладовой и мензуральной теории (1984)
  13. Федотов В.А. Раннее западноевропейское многоголосие IX—XII вв
  14. 1988
  15. Барский В.М. Хроматика как принцип звуковысотной организации
  16. Ефимова Н.И. Музыкально-теоретические проблемы западноевропейской монодии: по материалам раннего средневековья
  17. Кутева Е. (Болгария). Общи принципи на ладообразувание в българската народна песен и творчеството на съвремени композитори (София, 1987)
  18. Лебедев С.Н. Проблема модальной гармонии в музыке раннего Возрождения (1987)
  19. Старостина (Базжина) Т.А. Принципы гармонии Стравинского (1984)
  20. Федорова (Бычкова) Г.С. Ладовая система русской монодии: на материале нотолинейных певческих книг
  21. 1989
  22. Карасева М.В. Теоретические проблемы современного сольфеджио (1988)
  23. Пильгун А.В. Понятие гармонии в западноевропейской музыкальной теории и философии ХII — начала XIV веков
  24. Стручалина Э.А. Взаимоотношение гармонии и формообразования в песнях Шуберта
  25. Ценова В.С. Проблемы музыкальной композиции в творчестве московских композиторов 1980-х годов
  26. 1990
  27. Дауноравичене Г. (Литва). Проблема жанра и жанрового взаимодействия в современной музыке: на материале творчества литовских композиторов 1975-1985 гг
  28. Кириллина Л.В. Бетховен и теория музыки ХVIII — начала ХIХ вв. (1985-1989)
  29. Найденова А. (Болгария). Особенности модальной организации в современной болгарской музыке (на примере творчества В. Казанджиева и Ив. Спасова)
  30. 1992
  31. Хархута И.А. Пути развития гармонической системы в советской музыке 20-х годов (1990)
  32. 1994
  33. Чебуркина М.Н. Органная музыка Оливье Мессиана
  34. Насонова (Сторожко) М.Л. Северонемецкая органная школа: органная композиция как феномен культуры
  35. 1996
  36. Насонов Р.А. "Универсальная музургия" Афанасия Кирхера: музыкальная наука в контексте музыкальной практики раннего барокко
  37. Алексеева А.А. Методы изучения музыки ХХ века в теоретических курсах музыкального училища
  38. Дроздова О.И. Андрей Волконский
  39. Петрусёва Н.А. Проблемы композиции в музыкально-теоретических трудах Пьера Булеза
  40. Шульгин Д.И. Теоретические основы современной гармонии: учебное пособие для специальных курсов музыкальных вузов и колледжей
  41. 1997
  42. Курбатская С.А. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики
  43. Двоскина Е.М. Античная теория ритма: трактат Аврелия Августина "De musica libri sex"
  44. 1998
  45. Хим Сопхи (Камбоджа). Теоретические проблемы камбоджийской музыки
  46. 2003
  47. Доленко Е.А. Молодой Шёнберг (соруководитель – М. А. Сапонов).
  48. Лыжов Г.И. Теоретические проблемы мотетной композиции второй половины XVI века (на примере Magnum opus musicum Орландо ди Лассо).
    2004
  49. Воинова М.В. Проблемы современной органной музыки (соруководитель – В. С. Ценова).
  50. Пак Кюн Син (Корея). Музыкальная культура древней и средневековой Кореи и ее отражение в трактате Сон Хёна «Акхак квебом» («Основы науки о музыке»; XV век) (соруководитель – В. Н. Юнусова).
    2005
  51. Попова Е.О. Ян Свелинк и его школа: теория и практика музыкальной композиции.
  52. Переверзева М.В. Джон Кейдж: жизнь, творчество, эстетика (соруководитель - В. С. Ценова).
Законченные, но не защищенные кандидатские диссертации
Стажер по кандидатской диссертации
Под руководством Ю. Н. Холопова была начата работа над следующими кандидатскими диссертациями:

Докторские диссертации учеников Ю. Н. Холопова
  1. Евдокимова Ю.К. Многоголосие средневековья Х — ХIV веков (1984)
  2. Чередниченко Т.В. Методологические проблемы музыкальной эстетики: на материале зарубежных концепций ХХ века (1989)
  3. Сапонов М.А. Музыкальное искусство европейских менестрелей (1992)
  4. Паисов Ю.И. Современная русская хоровая музыка (1945-1980): очерки истории и теории жанра (1993)
  5. Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX веков: самосознание эпохи и музыкальная практика (1996)
  6. Курбатская С.А. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики (1998)
  7. Ефимова Н.И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII—Х столетий: к проблеме эволюции модальной системы средневековья (1999)
  8. Кюрегян Т.С. Форма в музыке XVII—XX веков (1999)
  9. Карасева М.В. Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха (2000)
  10. Ценова В.С. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной (2000)
  11. Маклыгин А.Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: становление профессионализма (2001)
  12. Савенко С.И. Мир Стравинского (2002)
  13. Петрусева Н. А. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции (2003)
  14. Поспелова Р.Л. Западная нотация XI – XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов) (2004)
  15. Мдивани Т.Г. Западный рационализм в музыкальном мышлении ХХ века (2005)
Консультирование докторских диссертаций

Наверх